• Rethink — Трансфертное ценообразование | Решение проблем трансфертного ценообразования, возникающих в связи с COVID-19
Публикация:

Rethink — Трансфертное ценообразование | Решение проблем трансфертного ценообразования, возникающих в связи с COVID-19

29 июля 2021

Несмотря на проблески света в конце тоннеля, нет никаких сомнений в том, что пандемия COVID-19 нанесла ущерб мировой экономике. Пандемия повлияла на цепочки поставок многих многонациональных предприятий (МНП), прибыльность многих отраслей промышленности и предприятий, а также на бюджеты большинства правительств. В середине 2021 года, влияние пандемии все еще значительно. Что могут сделать МНП, чтобы справиться с воздействием пандемии на модель и политику трансфертного ценообразования? Давайте рассмотрим действия, которые мы рекомендуем предпринять в свете рекомендаций ОЭСР.

 

Руководство ОЭСР по последствиям пандемии COVID-19 для трансфертного ценообразования

18 декабря 2020 года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала руководство для МНП и налоговых администраций по применению принципа «вытянутой руки» и руководящих принципов ОЭСР по трансфертному ценообразованию 2017 года (РТЦ ОЭСР) к специфическим проблемам, которые могли возникнуть из-за пандемии. Руководство отражает консенсусное мнение 137 членов Инклюзивной рамочной программы ОЭСР по BEPS, в котором рассматриваются такие вопросы, как:

  • Анализ сопоставимости
  • Убытки и распределение расходов, связанных с COVID
  • Программы государственной помощи, и
  • Предварительные соглашения о ценообразовании («ПСЦ»).

Руководство не пересматривает и не расширяет РТЦ ОЭСР, но предназначено для разъяснения применения руководящих принципов к обстоятельствам, возникающим в контексте пандемии COVID-19.

Исходя из этого, мы предполагаем, что документацию МНП по трансфертному ценообразованию необходимо будет вывести за рамки документации за годы, предшествовавшие пандемии, чтобы четко определить влияние пандемии на предприятия, отрасли и используемые сопоставимые показатели и иметь возможность утверждать, что трансфертные цены, используемые в 2020 и 2021 годах, соответствуют принципу «вытянутой руки» в РТЦ ОЭСР.

 

Анализ сопоставимости

Экономические проблемы, вызванные пандемией, возможно, повлияли на ценообразование сделок между независимыми сторонами и могут привести к недостаткам или задержке в предоставлении актуальной информации о сопоставимых неконтролируемых сделках для целей ценообразования внутрифирменных сделок.

Руководство ОЭСР предлагает налогоплательщикам и налоговым администрациям три практических подхода к устранению проблем с получением информации, включая использование:

  1. Обоснованного коммерческого суждения, дополненного наилучшей доступной информацией о сопоставимых компаниях и сделках
  2. Подхода к тестированию результатов согласно принципу «вытянутой руки» (который может позволить корректировать цены на основе информации, которая станет доступной в более поздний период), и
  3. Более одного метода трансфертного ценообразования для подтверждения определенной цены. Руководство также подтверждает, что может быть целесообразным использование надежных сопоставимых показателей для определения убытков.

Для большинства МНП анализ сопоставимых показателей при необходимости должен быть более подробным и углубленным, чем в предыдущие годы, что требует поиска информации, выходящей далеко за рамки обычных баз данных и годовых отчетов. Это справедливо в отношении того, как сопоставимые показатели учитывают убытки (вызванные пандемией), расходы (связанные с COVID-19) и государственную помощь.

 

Убытки и распределение расходов, связанных с COVID-19

Некоторые группы МНП понесли убытки во время пандемии в результате снижения спроса, сбоев в цепочке поставок или возникновения исключительных, не повторяющихся затрат, непосредственно связанных с COVID-19.

ОЭСР предлагает налогоплательщикам и налоговым администрациям следующие соображения при определении того, как лучше всего справляться с убытками или как распределять расходы, связанные с COVID:

  1. Распределение риска имеет значение для определения того, как убытки, понесенные во время пандемии, должны распределяться между ассоциированными предприятиями. Следует провести тщательный анализ соответствующих фактов и обстоятельств и сопоставимых неконтролируемых операций, чтобы определить, оправдано ли распределение убытков бывшим организациям с «ограниченным риском».
  2. Исключительные операционные расходы, связанные с пандемией, должны распределяться на основе анализа рисков (какая сторона принимает на себя риски в связи с этими исключительными видами деятельности) и того, как эти расходы будут рассматриваться третьими сторонами. При проведении анализа сопоставимости исключительные затраты необходимо исключить из показателя чистой прибыли как для проверяемой стороны, так и для сопоставимых компаний.
  3. Ассоциированные стороны могут попытаться пересмотреть свои внутрифирменные соглашения и договорные обязательства в ответ на пандемию; и могут рассмотреть вопрос о том, будут ли это делать несвязанные стороны или можно ссылаться на положение о форс-мажорных обстоятельствах.

В отсутствие доказательств того, что независимые стороны в сопоставимых обстоятельствах пересмотрели бы свои соглашения или коммерческие отношения или воспользовались бы возможностью применить оговорку о форс-мажорных обстоятельствах, — изменение договоренностей между связанными сторонами может не соответствовать принципу «вытянутой руки».

 

Программы государственной помощи

Для оказания финансовой поддержки предприятиям и сотрудникам в период снижения деловой активности, вызванной пандемией, многие правительства разработали программы, включая программы сохранения рабочих мест и субсидии, финансовую поддержку и поддержку ликвидности, такие как кредитные гарантии, прямое финансирование на льготных условиях, отсрочки по кредитам, специальные гранты и налоговые льготы для предоставления прямой или косвенной экономической выгоды налогоплательщикам, имеющим на это право.

ОЭСР предлагает налогоплательщикам и налоговым администрациям следующие основные соображения в отношении таких программ:

  1. При проведении анализа сопоставимости следует проанализировать доступность, условия и продолжительность государственной помощи, а также влияние помощи на контролируемые и сопоставимые неконтролируемые операции. Руководство подтверждает, что в соответствии с РТЦ ОЭСР получение государственной помощи не изменяет распределение риска в контролируемой операции.
  2. МНП могут столкнуться с трудностями при сборе информации о государственной помощи, полученной потенциальными сопоставимыми компаниями.

Рекомендуемая наилучшая практика может заключаться в том, чтобы попытаться ограничить выбор сопоставимых компаний теми компаниями, которые работают в той же политической географии, что и проверяемая сторона. На практике это легче сказать, чем сделать, поскольку во многих юрисдикциях количество потенциальных сопоставимых данных может быть довольно ограниченным.

 

ПСЦ

Руководство ОЭСР подтверждает, что существующие ПСЦ по-прежнему применимы и действительны в период пандемии, если только не произошло нарушение важных условий ПСЦ, которое привело бы к пересмотру или отмене ПСЦ (или аннулированию, если были нарушены основные условия). В руководстве ОЭСР разъясняется, что налогоплательщики и налоговые администрации не могут автоматически игнорировать или изменять условия существующих ПСЦ в связи с экономическими изменениями, вызванными пандемией.

В зависимости от конкретных фактов и обстоятельств, экономические последствия пандемии и ответные меры правительств могут квалифицироваться как нарушение важных условий ПСЦ, что позволяет, таким образом, пересмотреть условия ПСЦ. Однако одного только изменения бизнес-результатов из-за COVID-19 в течение затронутого периода, скорее всего, не произойдет. Условия ПСЦ, а также внутреннее законодательство и процедурные положения должны быть тщательно рассмотрены при определении воздействия пандемии на ПСЦ.

Руководство поощряет прозрачность и предлагает налогоплательщикам, сталкивающимся с трудностями при применении ПСЦ из-за проблем, вызванных пандемией, своевременно сообщать о своих проблемах соответствующим налоговым администрациям.  

 

О руководящем принципе Rethink от BDO

 

 

Как мы можем помочь

Группам МНП необходимо будет обеспечить, чтобы их распределение убытков и исключительных расходов, связанных с Covid, в период пандемии, а также их внутрифирменные договоренности и коммерческие отношения в целом отражали условия «вытянутой руки», которые включают последствия пандемии. Все соответствующие фактические и экономические анализы должны быть полностью задокументированы в документации МНП по трансфертному ценообразованию. Поскольку правительства работают над пополнением своих казначейских обязательств за счет расходов, связанных с пандемией, мы ожидаем увидеть — и уже наблюдаем — тщательные налоговые проверки в сфере трансфертного ценообразования. Поэтому МНП должны тщательно и детально документировать: как и в какой степени пандемия COVID-19 повлияла на их трансфертное ценообразование.

BDO может помочь в следующих вопросах:

  • Оценка условий и положений существующих внутрифирменных соглашений и того, следует ли изменять эти соглашения
  • Подготовка документации по трансфертному ценообразованию, связанной с пандемией, включая тщательный экономический анализ сопоставимых показателей и того, как сопоставимые показатели распределяли убытки, учитывали исключительные расходы и оказывали государственную помощь
  • Анализ существующих цепочек поставок и характеристик предприятий, и
  • Обзор ПСЦ с целью консультирования о шагах, которые следует рассмотреть для решения потенциальных спорных вопросов.

 

Источник BDO Global