• Starlink — Как спутники Маска могут заставить телекоммуникационные компании работать в режиме 5G
Публикация:

Starlink — Как спутники Маска могут заставить телекоммуникационные компании работать в режиме 5G

07 июня 2021

Чтобы получить четкое представление о том, из каких неожиданных мест часто появляются революционные технологии и непредвиденные риски, телекоммуникационным компаниям достаточно посмотреть вверх.

Ракеты SpaceXВ заняты развертыванием спутниковой сети Starlink прямо в небе над нашими головами. Сегодня вокруг планеты вращается более 1000 спутников Starlink. Ожидается, что в ближайшее время это число станет пятизначным. Посредством спутниковой группировки Elon Musk & Co. предлагает доступ к высокоскоростному Интернету. Все, что вам нужно — это подписка и единовременная плата за небольшую спутниковую антенну (с подходящим названием "Тарелочка").

Starlink заявляет, что они не видят себя прямым конкурентом телекоммуникационным компаниям — заявление, которое звучит как "Проходите мимо — здесь абсолютно не на что смотреть", если присмотреться к бизнес-модели и возможностям.

При ближайшем рассмотрении кажется, что Интернет, направленный из космоса, может превратиться в серьезный бизнес-риск и существенно повлиять на планы и будущие возможности телекоммуникационных компаний. И это факт, подчеркнутый несколькими телекоммуникационными компаниями, готовящимися к запуску конкурента Starlink.

 

Телепортируй меня, Илон

В конце 2020 года SpaceX начала предлагать доступ в Интернет со скоростью до 300 Мбит / с посредством Starlink своим первым 10 000 клиентам. Компания также запустила систему предварительного бронирования с возмещаемым авансовым депозитом. По словам Исполнительного директора SpaceX и Президента Гвинн Шотвелл, большая часть земного шара покрыта примерно 1300 спутниками, которые сейчас находятся на орбите. Тем не менее, компания планирует запустить более 30 000.

Другие компании, в том числе OneWeb, HughesNet и Viasat, предлагают доступ в Интернет из космоса. В то время как Amazon Kuiper Systems является новичком и все еще далека от того, чтобы предлагать свои услуги клиентам, она, скорее всего, добьется долгосрочного успеха благодаря платежеспособности своей материнской компании и способности использовать сервисы, связанные с AWS, для объединения предложений.

Одним из отличий Starlink от большинства других нынешних конкурентов является сочетание скорости и неограниченного трафика данных. Цена в 99 долларов в месяц означает, что Starlink вполне конкурентоспособен.

Если все пойдет так, как рассчитывают Маск и SpaceX, Starlink станет ключевым компонентом в  их продвижении к долгосрочной прибыльности и загонит в угол большую часть космической отрасли, которая, по прогнозам, вырастет на 5,6% CAGR и достигнет 558 миллиардов долларов к 2026 году. План SpaceX состоит в том, чтобы отделить Starlink и вывести его на биржу с целью преодолеть отрицательный денежный поток, который неизбежно повлияет на компанию в ближайшие несколько лет, и помочь сделать SpaceX и Starlink финансово жизнеспособными. Немалый подвиг, учитывая прошлые проблемы для частных компаний по созданию спутниковых группировок.

 

Маск охотится за телекоммуникационными компаниями?

Илон Маск стремился подчеркнуть, что Starlink не представляет угрозы для традиционных телекоммуникационных компаний. Вместо этого он будет сфокусирован на обслуживании примерно 3-4% клиентов, которых традиционные поставщики считают наиболее труднодоступными.

Таким образом, телекоммуникационные компании могут пребывать в спокойствии, зная, что Starlink не является конкурентом, верно? Не так быстро.

Первоначальные предложения Starlink действительно ориентированы на жителей и небольшие компании в сельских районах, которые имеют плохое подключение к Интернету. По оценкам доклада Федеральной комиссии США, только в Америке 21,3 миллиона человек не имеют доступа к высокоскоростной широкополосной связи (скорость загрузки не менее 25 Мбит/с и скорость выгрузки не менее 3 Мбит/с). Это составляет 6,5% населения. Далее подумайте о том, что крупные регионы по всему миру не имеют широкополосной инфраструктуры или имеют устаревшую информационную инфраструктуру (или даже не имеют доступа в Интернет). В таких ситуациях выбор быстро становится выбором между инвестированием в дорогую инфраструктуру и изучением возможностей спутникового Интернета. Другими словами, потенциальный рынок вполне может быть намного больше.

Маск подсчитал, что Starlink может генерировать до 30 миллиардов долларов, обслуживая те части населения мира, для которых спутниковый интернет является или будет наиболее жизнеспособным вариантом. Группа, которую, кажется, сильно недооценивают. То же касается и размера рынка: некоторые аналитики прогнозируют, что к 2040 году спутниковая широкополосная связь будет стоить до 400 миллиардов долларов.

Одна из причин заключается в том, что спутники могут доставлять Интернет не только частным клиентам, но и гораздо большему количеству людей. Они могут предоставлять сетевые услуги для устройств Интернета вещей, цепочек поставок, транспортных систем, энергетических сетей, работы на дому, образования и других сфер, требующих надежного и стабильного подключения. Возможно, вы заметили много общего между потенциальными рынками спутникового Интернета и основными рынками телекоммуникационных компаний дорогостоящих сетей 5G, которые в настоящее время развертываются.

 

Удар по больному месту телекоммуникационных компаний

Многие традиционные телекоммуникационные компании полагаются на доходы от мобильного трафика в качестве центрального элемента своей бизнес-модели. С появлением 5G этот элемент будет расти. Если этого не произойдет, телекоммуникационные компании будут бороться за то, чтобы сделать инвестиции в 5G прибыльными.

Вопросы о том, что делать в условиях новой потенциальной конкуренции, также имеют отношение к существующим областям бизнеса. Например, SpaceX запросила у FCC разрешение на распространение своих широкополосных услуг на самолеты, корабли и движущиеся транспортные средства.

Та же динамика применима и к новой технологии, которую телекоммуникационные компании, возможно, надеялись увидеть в будущих прибылях от своих сетей 5G: самоуправляемые автомобили. 5G может сделать самоуправляемые автомобили более умными и безопасными для поездок, обеспечивая связь между автомобилями и другой транспортной инфраструктурой. Одна из проблем, с которой сталкивается связь 5G в этом контексте, заключается в том, что модель затрат может сделать ее нежизнеспособной в районах с низкой плотностью населения (сельские районы и т.д.). Введение спутниковой широкополосной связи, которая может охватывать все типы демографической плотности и, вероятно, поддерживать при этом жизнеспособность модели затрат. Первые шаги уже предпринимаются на примере  производителя автомобилей Geely, который получает одобрение на создание группировки спутников для самоуправляемых транспортных средств.

Одним из главных моментов здесь является то, что появление и быстрый рост Starlink создает вопросы второго порядка и потенциальные побочные эффекты, которые многие телекоммуникационные компании даже не подумали бы задать всего несколько лет назад. Это пример влияния новых технологий, которые трудно предсказать, возросшей конкуренции и макроэкономических событий, таких как COVID-19, на финансовые прогнозы и ландшафт рисков для телекоммуникационных компаний.

 

Это еще далеко не конец

Приведенные выше примеры рисков, которые могут возникнуть в результате использования спутниковой широкополосной связи, являются лишь обзором. Это пространство (космос), простите за игру слов, где многие вещи остаются неопределенными.

Спутниковые предложения все еще далеки от того, чтобы быть конкурентоспособными с уровнем скорости и незначительной задержкой сигнала, которые особенно обещает 5G. Однако недавние прорывы свидетельствуют о том, что спутники быстрее, чем первоначально предполагалось, смогут обеспечить дешевую высокую пропускную способность и доступ в Интернет с незначительной задержкой сигнала для платных клиентов по всему миру.

Особенно для малых и средних телекоммуникационных компаний возникает вопрос, будет ли местная телекоммуникационная инфраструктура конкурировать со спутниковой широкополосной связью достаточно долго, чтобы оправдать новые инвестиции. Одним из решений, которое начали изучать некоторые телекоммуникационные компании, является объединение усилий с поставщиками спутникового Интернета. Финансовый анализ и прогнозы могут показать, что затраты на инвестиции в инфраструктуру (широкополосную и 5G связь) в отдаленных и сельских районах перевешивают ограниченную доходность и связанные с этим нормативные риски, такие как требования регулирующих органов о выдаче разрешений.

Другие области неопределенности включают в себя реакцию правительств на Starlink. Управление телекоммуникаций и диапазонов частот традиционно жестко регулируются на уровне национальных или региональных рынков. Возникает вопрос, что происходит с такими вещами, как амортизация лицензий на эксплуатацию частот или амортизация инфраструктуры? Они часто перепродаются между компаниями. Если новые конкуренты, использующие спутниковые технологии, смогут предложить конкурентоспособную услугу на любом рынке, это может значительно изменить финансовые прогнозы и потенциал.

Для телекоммуникационных компаний эти изменения приводят к необходимости пересмотра определенных стратегий и прогнозов рисков, а также финансовых прогнозов и стратегий роста (включая стратегии слияний и поглощений и инвестиционные стратегии), которые могут помочь им смягчить некоторые из новых рисков.

Одним из примеров того, как телекоммуникационные компании могут справиться с такими рисками, является то, что Starlink вскоре столкнется с возросшей конкуренцией. Несколько компаний инвестируют в возможности спутниковой широкополосной связи, включая совместные инвестиции телекоммуникационных компаний Vodafone Group и Rakuten в AST & Science, спутниковую компанию, работающую над решениями, позволяющими телефонам, совместимым с 4G и 5G, подключаться к спутникам на низкой околоземной орбите.


Как реагировать в условиях меняющегося ландшафта рисков

Появление новых конкурентов в качестве центрального риска упоминается телекоммуникационными компаниями по всему миру в качестве основного риска в последнем издании BDO Telecoms Risk Survey. 90,2% всех опрошенных компаний назвали повышенную конкуренцию главным риском. 100% опрошенных американских компаний назвали это главным риском. В обеих областях конкуренция со стороны технологических компаний упоминается в качестве основного фактора риска. 

Во всех случаях внедрение новых технологий рассматривается как способ снизить некоторые риски, с которыми сталкиваются телекоммуникационные компании. 5G по-прежнему обладает огромным потенциалом и может обеспечить высокоскоростные соединения с плотностью, которую спутники будут пытаться привести в соответствие — по крайней мере, в ближайшие годы. И ничто не мешает телекоммуникационным компаниям инвестировать в НИОКР или Слияния и поглощения, чтобы постоянно расширять возможности использования 5G.

Другие инициативы по снижению рисков или стратегии реализации или расширения включают:

  • Анализ и оценку отраслевых тенденций и игроков рынка для выявления и использования новых возможностей.
  • Мониторинг предложений по рыночной стоимости, включая текущие и потенциальные будущие риски, которые повлияют на потенциал получения решений и услуг.
  • Постоянные инвестиции во внутренние НИОКР, потенциально дополняемые Слияниями и поглощениями для постоянного развития портфеля решений вашей компании.
  • Due diligence клиентов в отношении изменений требований и предпочтений, которые создают или ограничивают потенциал получения дохода в будущем.

Кроме того, сценарии будущего планирования и управления рисками могут быть хорошим способом проверки настройки и вашей готовности. Посмотрите, куда идут технологии и промышленность. Еще один подход, который могут попробовать некоторые телекоммуникационные компании, заключается в создании "красной команды", которая изучает, как новые, инновационные решения влияют на текущие предложения и прогнозы доходов.

BDO консультирует телекоммуникационные компании по всему миру по всем аспектам бизнеса, включая снижение рисков, бизнес-стратегию, налоги, аудиторские проверки, финансовое планирование и прогнозирование и многое другое. Свяжитесь с нами — или с вашим местным офисом BDO — чтобы узнать больше.

 

Источник BDO Global